Война Анны
Слоган
-
Режиссер
Алексей Федорченко
Сценарий
Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова
Продюсер
Андрей Савельев, Артем Васильев, Максим Ложевский, .
Оператор
Алишер Хамидходжаев
Композитор
Владимир Комаров, Ацуо Мацумото
Художник
Алексей Максимов, Ольга Гусак, Лариса Механошина
Монтаж
Павел Ханютин, Эрве Шнайд
Жанр
Драма, военный
Сборы в России
Премьера (мир)
Премьера (РФ)
зрителям, достигшим 12 лет
Время
75 мин. / 01:15
Международный кинофестиваль в Роттердаме
В главных ролях:
Показать всех »
Ноябрь 1941 года. Прошлого нет его убили. Настоящее смерть. Безопасно лишь внутри камина, стоящего в кабинете географии старой поселковой школы. Там Анна и устроила себе дом, стала жить.

Но школа оказалась немецкой комендатурой, которая днем и ночью охраняется большими собаками. И любой звук и запах враги, а голод и жажда всегда
Так началась эта история, история выживания, история противоборства страшного мира взрослых и маленькой Анны. История девочки, победившей Войну.
- Съёмки фильма проходили в Екатеринбурге и закончились в начале 2016 года, постпродакшн в Москве и Париже. В фильме звучит речь на разных языках украинском, русском, немецком, французском, венгерском. Режиссёр фильма, когда идея фильма только разрабатывалась, увидел фотографию Марты Козловой будущей исполнительницы главной роли на Facebook ее мамы, фотографа Марины Козловой. Конечно, потом последовал кастинг, но он завершился в пользу Марты, для которой роль стала дебютом в кино. Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны. В финале звучит колыбельная, написанная польским композитором Мордехаем Гебиртигом своей дочке в варшавском гетто. Кот, появляющийся в кадре из екатеринбургского приюта, все действия выполнял по команде. Сложнее всего Марте Козловой дался эпизод, когда через камин был пущен дым. Для съёмок использовался пар для ингаляций. еще 3 факта
Если вам понравился этот, не пропустите. развернуть ↓
Если вам понравился этот, не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

![]() |
Порекомендуйте фильмы, похожие на « » По жанру, сюжету, создателям и т. д. |
*Внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей |
- Добавить рецензию.


- Все:13 Положительные:9 Отрицательные:2 Процент:76.9% Нейтральные:2

Сюрреализм. В страшную сказку попав
Восприятие войны. У каждого оно разное. Фронтовик канонаду залпового огня вспомнит. Хирург, кровь бесконечных операций с удалением и шитьём частей тел. Заводчанин вахту у станка с девизом «Всё для фронта, всё для Победы». Пайку хлеба голодный блокадник. А ребёнок? Что в его памяти от смрадных лет гадостного гитлеризма? Какие образы?
Сорок первый год и страшная сказка, которую кто-то из родителей мог прочесть по ошибке, вдруг стала реальностью. А взрослых, рядом нет никого. И никто не может утешить, успокоив тревогу души это только сказка, не бойся дитя. Мир зловещих казусов ожил, стал реален. Пугает перевернувшийся с ног на голову порядок вещей. То, что семилетнему ребёнку ещё недавно казалось прекрасным и естественным в познаваемом мире, стало расплывчатым пятном ожившей черни. Люди отнимают жизни у других людей. И мама, ещё вчера проявлявшая заботливое внимание, сегодня молчалива и безучастна. Жизнь ушла из неё.
На крики срываются голоса, тянущие маленькое создание в комендатуру. Подальше от себя, не равен час обвинят в сочувствии, упрекнут, накажут И злобный щёголь закона простирает руки, втаскивая как в адскую топку этот маленький комочек жизни сейчас я тебя съем, девочка Лабиринты коридоров, комнат спасительными виражами от зубовного скрежета. Камин норкой обители для игры в прятки. Не найдёшь не найдёшь. Хотя тут лучше молчать. Молчать и смотреть.
Ты думаешь что спаслась? Ты полагаешь что всё уже позади? Тебе ничто не угрожает? Нет. Нет. Бармалей ходит мимо тебя изо дня в день. Он рядом. Он близко. Лишь ночью он ложится спать и тогда, живой воды из вазы с отмокающими кистями ты можешь напиться. И корешками книг с застывшим клеем, как мармеладом можешь насладиться. Крысы, спасением для тебя. Приманка для них, лакомством изыска в твой ротик. Неожиданный гость близким другом, ведь это именно он И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо песнь заводит, Налево и уходит. Да-да, здесь чудеса, здесь почти леший бродит, и какие-то русалки (нет ни на ветвях сидят), у зеркала камина отдаются.
Если А. С. Пушкин рассказывал свою поэтическую вещицу «У лукоморья дуб зелёный», то Алексей Федорченко избрал для себя совершенно иную обстановку сюрреалистический мир едва ли не сумрачной реальности. И если бы сцены разворачивались не во время оккупации Украины, можно было бы предположить, что зрителю предлагается очередная серия из широчайшего спектра кино, схожего ныне своими вбросами-посылами в молодёжную аудиторию. Чего именно? Ну, скажем «Пиковая дама. Зазеркалье» (2019). Или, например, «Проводник»(2018). Потеха с оханьем.
Полагаете, что я злословлю? Кощунствую? Вовсе нет. Просто картина мне показалась набором современных штампов-клише. И абсолютно не затронула. При этом на протяжении всего хронометража перед глазами всякий раз вставала другая девочка Фашистка, из короткометражки «За имя моё»(2005). И я понял, что часть своей души я уже давно оставил там. Эмоций на «Война Анны» просто нет. Их нет и потому, что в 2007 году была германская короткометражка «Страна игрушек», удостоенная премии Оскар и обе названные работы до сих пор памятью в сердце. Дети и фашизм. Великая Отечественная война.
«Жизнь других»(1997) отвлечением ребёнка от суровой реальности и «Список Шиндлера»(1993) с девочкой в красном пальтишке шагающей в колоне обречённых как сравнение, опускаю. И это без «Иди и смотри»(1985) Элема Климова.
Сказка тут, а не истина. Уж, извините.

Выжить любой ценой
Только на этих выходных в прокате камерное кино Алексея Федорченко о Великой Отечественной войне, которое сильно выбивается из ряда пафосно-патриотических лент последних лет. Этот фильм рассказывает о войне без подвигов, героизма и патриотизма. В ней только страх, жестокость и цепкая, звериная борьба за выживание. Война за каждый кусочек хлеба и за то, чтобы в конце концов суметь сохранить внутри человека.
Мировая война в фильме сводится до войны за жизнь одной маленькой девочки, лет шести, великолепно сыгранной Мартой Козловой. Чудом пережив массовый расстрел, она оказывается в комендатуре, расположенной в здании школы. Там она месяцами прячется в старом камине от немцев и полицаев, совершая ночные вылазки в попытке отыскать хоть немного еды и воды.
«Война Анны» разворачивается в ограниченном пространстве бывшей школы, до которого сузился весь мир маленькой еврейской девочки, в одночасье потерявшей всех близких людей. В фильме практически нет диалогов, главная героиня на протяжении своих злоключений не произносит ни слова, а редкая речь звучит лишь фоном. Режиссер сам загоняет себя в узкие рамки и ограничивает свой арсенал художественных средств.
В таких условиях он не чурается прямолинейных, лобовых приемов бедная девочка в кадре обгладывает книжные корешки, пробует свою урину, ведет трогательную дружбу с котом. Находится место и для образности, такой, к примеру, как натуральный бал у сатаны, который устраивают нацисты под Новый год. Комбинация вызывающего клаустрофобию изображения и ночных звуков, редких, и от того оглушительных, убедительно создаёт образ дьявольского, вездесущего, смертельно опасного врага.
Идея демонстрировать ужасы войны глазами ребёнка, безусловно, не нова. Как и используемые жанровые приёмы на грани манипулятивности, показывающие сверхчеловеческую волю к выживанию. Но, несмотря на отсутствие новаторства и жанровых откровений, «Война Анны» все равно заметно выделяется на фоне коммерческой жвачки, выпускаемой на тему Великой Отечественной в последние годы.
Основной посыл картины Федорченко, как и всего праздника Великой Победы все эти ужасы никогда, ни при каких условиях не должны повториться снова. Для любого здравомыслящего человека эта мысль не станет откровением, но в фильме о войне лучше лишний раз увидеть именно её, а не пустую браваду, превращающую самый глубокий шрам в истории человечества в развеселый блокбастер. В конце концов, суть праздника именно в том, чтобы помнить.

Жестокость войны или инструкция по выживанию, если ты маленькая девочка
Определенно Алексей Федорченко (режиссер картины) один из лучших, если не самый, документалист нашей страны. Который способен синтезировать художественные и документальные стили создавая что-то нечто особенное. Это новый подход к фильмам о ВОВ, новый взгляд. И казалось бы весь ужас и мерзость войны уже показали многократно, но Федорченко находит способы взглянуть по-новому.
Фильм о том, что у войны не «детское лицо». Ребенок, маленькая девочка. чье детство украдено и уничтожено. Видно как она взрослеет поминутно. Об этом говорит жестокая и очень холодная сцена знакомства зрителя с ней: она просыпается в земле среди трупов. Фильм очень хорош в своем жанре. Диалогов крайне мало и введены они по необходимости. Весь фильм мы наблюдаем за тем как девочка, перехитрив полицаев пытается выжить в одном помещении, прячась в камине.
И казалось бы к середине фильм должен наскучить, но Алексею Федорченко удается держать внимание зрителей, невольно начинаешь сопереживать Анее и ужасаться тому к чему привела ее война. Да, местами картина похожа на инструкцию по выживанию или учебный фильм о том что нужно делать, если вдруг война а ты спрятался в камине. В целом картина очень сильная и еще раз но с нового ракурса говорит об ужасе войны, говорит иначе всех предыдущих.

Фильм мне не понравился. А задумка хорошая.
При всей любви к военному кино о Великой Отечественной, при всём интересе к этому трагическому отрывку нашей истории, мне этот фильм совершенно не понравился.
Создаётся впечатление, что до этого кино никто не знал о тягостях войны (читая другие рецензии). Война была жестокой, кровавой и смертоносной. Но что может предложить режиссёр «Войны Анны» зрителю? Очередного еврейского ребёнка, отсылки к дневникам Анны Франк, артхаус о войне. Минимум реплик, все движения героев снимаются долго, с упоением. Вот он идёт, вот повернул голову, вот остановился и посмотрел в камеру, вздохнул.
По сути, предложить автору этого фильма нечего. Приятнее почитать дневники Анны Франк или Тани Савичевой, чем наблюдать за тем, как путём символизма и экзистенции зрителю пытаются объяснить, как тяжела война. Это и так все знали. Ощущение, что фильм снимался для пресыщенного зрителя, для некоего элитарного общества, который «устал» от массового кино о войне. Как от этого можно устать? Это то, о чём нельзя забывать, и нужно снова и снова снимать кино о русских воинах, о концлагерях, блокаде и прочем.
В фильме «Война Анны» плохо не отсутствие этого, а то, что режиссёр извращается над формой, лишь бы снять «что-то новое». Чтобы очередной «интеллектуал» нашёл в картине тайный смысл, аллюзии, символы, метафоры и тому подобное. Оценить актёрскую игру невозможно, поскольку всё снято в темноте, да и отыгрывать особо актрисе нечего, кроме сильного испуга. Всяческое отсутствие поворотов сюжета превращают фильм в однообразный визуальный ряд. Опять же, больше эмоций можно получить при прочтении документальных материалов-воспоминаний жертв войны и нацизма, имена которых я написал в начале рецензий.
Это фестивальное кино. И пытаться сделать из страниц войны какой-то модный артахус тоже цинизм. Бесспорно, задумка интересна, и то, что Анна весь фильм просидела в укрытии, могло бы стать отличным материалом для эмоционального фильма, если бы там был хоть какой-то открытый конфликт, хоть какое-то раскрытие героев (посредством тех же воспоминаний), отсылки в довоенное время. Чтобы снять годный артхаус, необязательно подолгу снимать один объект в гробовой тишине. Есть множество художественных приёмов, делающих из героев живых людей, а не просто персонажей, прописанных в сценарии. Но нет.
Хотите получить «Нику» за лучший фильм снимайте о войне
2019 год. С момента окончания второй мировой войны минуло 74 года, но по-прежнему эта тема не дает покоя деятелям кино. И не был бы этот факт достоин даже обсуждения, если бы не мучительная спекуляция на непростой теме и крайне низкое качество большинства подобных продуктов.
Сколько за последние годы вы припомните военного киномусора? Тонны. Как в телевизионной ротации, так и на большом экране. Сколько среди этой однотипной халтуры более или менее приличных работ? Единицы. Пожалуй, «28 панфиловцев» первыми приходят на ум. Ну и «Войну Анны» к мусору тоже отнести не выйдет, но это, как по мне, недостаточный довод в пользу премии за лучший фильм прошедшего года.
Да, неплохая идея: показать войну с точки зрения ребенка. Впрочем, идея эта, опять же, не свежа, вспомнить того же, прости господи, Тарковского и его «Иваново детство», например. Но ладно, это ж давно было, в другой стране еще, так что, не считается. А множественные экранизации «Дневника Анны Франк»? Ну нет, это ж не про наших русских детей, а про немчину проклятую снова мимо. Ладно, поехали дальше.
Рассказ о войне с позиции ребенка чего-то здесь не достает для пущей мощи силы искусства. А! Давайте уберем из фильма диалоги! Вообще! Пусть зритель на протяжении часа и двадцати минут слышит только редкие тихие реплики на украинском языке (об этом позже) второстепенных героев. Вот это будет саспенс! Вот это концептуальность! О, да
Возьмем девочку с большими грустными глазами, испачкаем ее в ненатуральном гриме а-ля в грязи и саже пустим ей по ногам струйки мочи в качестве единственной доступной жидкости, заставим крупным планом питаться падалью и карикатурно выть. Кажется, подходящий выходит рецепт, чтоб с головой окунуть зрителя в ужасы войны и как следует шарахнуть современным искусством. Но этого недостаточно!
Так, в фильме все молчат, омерзительных сцен предостаточно, ребенок в кадре присутствует, что же еще точно! Превратим картину в некий однообразный квест, показав этим суровое взросление дитя в условиях военного времени! Брависсимо! Зрителю может быть скучно смотреть на одинаковые повторяющиеся действия в полной тишине на протяжении полутора часов? Ну так не для быдла же шедевр ваяли, в конце концов. Уж и пятиминутное скольжение камерой по оторванным конечностям, лежащим на земле, в начало фильма вставили, чтоб сразу на нужный лад настроить и безвкусных мещан отсеять еще на старте, так что, какие претензии?
Но все равно. Не хватает какой-то социальной остроты, актуальности, что ли бинго. Перенесем действие на Украину, единственных показанных в кадре украинцев сделаем предателями и фашистскими подстилками! О, да
На выходе получаем очередную концептуальную военную слезовыжималку, у которой, правда, есть один крохотный недостаток: ее невыносимо скучно смотреть.
За операторскую работу и живые глаза главной героини:

Такой войны мы еще не видели
Кинематограф Алексея Федорченко обладает рядом характерных черт: ироничность, гротескность, определенная постмодернистская несерьезность, делающая его фильмы хорошо структурированными шутками, не более того. Лишь дважды Федорченко отступал от своего художественного мироощущения, чтобы создать драматическое, даже трагическое повествование: в «Овсянках» и вот теперь в «Войне Анны», этом удивительно новаторском и вместе с тем неманипулятивным фильмом о Второй Мировой.
Уникальность этой картины прежде всего в том, что это монофильм, сконцентрированный вокруг одного героя, который не произносит ни одного слова, другие персонажи всего лишь статисты, появляющиеся эпизодически. Повествовательный нерв ленты выживание маленькой девочки в самом сердце нацистского логова, в комендатуре на оккупированной украинской территории. Поначалу героиня кажется беспомощной, и зритель ждет от режиссера сентиментальной жестокости в описании ее страданий, однако, уже вскоре после начала мы видим мужество и желание жить юной Анны, ее незаурядный ум и смекалку в деле выживания.
Собственно, определенная однообразность эпизодов, посвященных всецело повседневным нуждам девочки, разрушается лишь единожды в сцене нацистского Рождества, в которой гиперболизированная гротескность Федорченко, его особый символический киноязык демонстрирует себя во всей своей мощи: здесь есть место даже Деду Морозу, но в целом, она нужна для того чтобы противопоставить скотское поведение нацистов мужественной человечности Анны. «Война Анны» построена на парадоксах: она ощутимо разваливается на яркие, часто короткие эпизоды, соединенные лишь общей нитью выживания ребенка, сюжет почти не движется, это скорее живопись, чем кино. Однако, фильм от этого только выигрывает, ведь в нем из-за отсутствия ощутимой кульминации, нет взвинчивания зрительских нервов и манипуляции его восприятием.
Федорченко в некоторых рискованных сценах весьма деликатен и обманывает наши ожидания тем, что не допускает натурализма даже там, где он, казалось бы, неизбежен (как в эпизоде с крысами, например). Удивительно, что поставленная на уровень почти животного выживания Анна сохраняет свое достоинство, чего нельзя сказать о нацистах и коллаборационистах в фильме, у которых есть все в материальном плане, но нет главного ничего человеческого. Научившись ориентироваться в животном мире, Анна находит здесь своих друзей и врагов, она способна даже мстить, хотя порой и плачет, как ребенок (единственный раз, при потере любимого существа).
«Война Анны» новаторское кино от первого до последнего кадра, и изобразительно, и монтажно, и сюжетно. Даже удивительно, как небольшое смещение оптики восприятия войны способно дать столь плодотворные результаты. Главное достоинство картины Федорченко в том, что она лаконична, в ней нет ничего лишнего, хотя она и обрывается на полуслове, но даже это органично, в 75 минут экранного времени режиссер уместил не только всю человеческую жизнь маленького существа, выживающего наперекор всем, он выразил саму суть войны (любой, не только Второй Мировой) как пограничной ситуации, в которой проявляется экзистенциальное естество людей, подлость и гнусность одних, и мужество, и героизм других.
Анна подлинный герой той войны, она смогла сохранить свой человеческий облик в бесчеловечных условиях, не оскотинилась, никому не принесла вреда (хотя это было возможно в войну и дети зверели). Исполнительница главной и по сути единственной роли Марта Козлова, как и любой ребенок, смогла прожить необходимое в предлагаемых обстоятельствах, в ее природной органике нет ни грамма фальши и кривлянья, образ, создаваемый ею, лучится невыносимой для зрителя искренностью, ибо мы не привыкли к такой серьезности, без доли сентиментальности в показе детских страданий.
«Война Анны» не просто удача режиссера, и не только лучший фильм во всей его фильмографии, но и наряду с «Иди и смотри», «Восхождением», «Балладой и солдате» и другими советскими шедеврами образец искреннего, нефальшивого военного кинематографа. Это не «Т-34» и не «Танки» с их постыдной бравадой спецэффектами. Картина Федорченко изящна простотой своих художественных средств, и вместе с тем экспериментальна, она обогащает мировой киноязык новыми средствами выражения. А это гораздо важнее, чем танковые бои, снятые с голливудским размахом при помощи компьютерной графики.